В журнале «Пермский вестник» вышел блок статей «Археология советского времени: история одного года»
Авторы публикаций - участники научно-учебной группы «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР».
Научно-учебная группа «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР» выросла на базе Института советской и постсоветской истории, ее руководительницей является Галина Орлова
Блок состоит из трех статей:
Первая статья «1934-й. К археологии "нашего времени"» фиксирует резкую актуализацию настоящего (от рутинного каждого дня до монументальной и идеологически проработанной нашей эпохи) в дискурсивных средах 1934 г. и посвящена археологии нашего времени. Анализ устройства, становления и условий, сделавших возможным расширение –преобразующее технологическое распространение и разделяемый опыт – социалистического настоящего в 1934 г., производится с опорой на археологический метод, диспозитив-анализ, антропологию времени и опыт создания историй одного года. Историческое настоящее рассматривается в специфике его событийности, связи времен, паттернов, масштабов, ландшафтов, словарей, модальностей, позиций, искусства навигации и существования во времени. В качестве источников настоящего использованы ежедневные газеты, еженедельные журналы и дневники. В этом исследовании выделены и описаны три паттерна расширения настоящего. Зафиксирована актуализация интереса к измерению времени и технологическому доступу к настоящему, установлению контроля над ним. Поставлен вопрос о формировании этических стандартов и критериев, позволяющих оценивать действия советских людей в расширенном настоящем.
Во второй публикации «Экстаз сопричастности. Челюскинский дневник школьной учительницы географии» история отношений советского человека со временем рассматривается на примере источника исторического настоящего – дневника, который учительница географии Вера Александровна Рауш вела в первые дни после гибели парохода «Челюскин» в Арктике (предположительно в феврале 1934 г.). Предваряя публикацию уникального эго-документа советской эпохи, автор публикации Арсений Мишенев решает три задачи. Во-первых, описывает непрямые, запутанные и неполные отношения между биографией В. Рауш и ее архивом, записью и курированием в терминах архивного «я». Во-вторых, анализирует челюскинский дневник в специфике его множественной темпоральности. Выделяет три пласта гетерохронных правок, произведенных разными способами в разное время с разной целью. Пристально изучает процесс переработки дневниковой записи в художественный текст, который в процессе близкого чтения обретает видимость и локализацию во времени. Наконец, исследует дискурсивные и аффективные основания, позволившие учительнице географии, отказываясь от своего «я», осуществить посредничество особого рода.
И, наконец, в третьей публикации «Рауш В. Дневник (1935)» представлен сам дневник Веры Александровны Рауш. В дневнике учительницы географии из московской образцовой школы № 25 описывается реакция учительницы и ее учеников на гибель парохода «Челюскин». Его отличают сложная темпоральность и три слоя правок. Является источником по истории советской субъективности. Позволяет судить о результатах идеологической индоктринации и формировании трансперсонального опыта советского человека, наделенного географическим воображением.