• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В журнале «Пермский вестник» вышел блок статей «Археология советского времени: история одного года»

Авторы публикаций - участники научно-учебной группы «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР».

В журнале «Пермский вестник» вышел блок статей «Археология советского времени: история одного года»

Научно-учебная группа «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР»  выросла на базе Института советской и постсоветской истории, ее руководительницей является Галина Орлова

Блок состоит из трех статей:

Первая статья «1934-й.  К  археологии  "нашего  времени"» фиксирует  резкую  актуализацию  настоящего  (от  рутинного каждого дня до монументальной и идеологически проработанной нашей эпохи) в дискурсивных средах 1934 г. и посвящена  археологии нашего  времени. Анализ  устройства,  становления  и  условий, сделавших  возможным  расширение –преобразующее  технологическое  распространение  и разделяемый  опыт – социалистического  настоящего  в  1934  г.,  производится  с  опорой  на археологический метод, диспозитив-анализ, антропологию времени и опыт создания историй одного года. Историческое настоящее рассматривается в специфике его событийности, связи времен,  паттернов,  масштабов,  ландшафтов,  словарей,  модальностей,  позиций,  искусства навигации  и  существования  во  времени.  В  качестве  источников  настоящего  использованы ежедневные газеты,  еженедельные  журналы  и  дневники.  В этом исследовании выделены  и  описаны  три  паттерна расширения  настоящего.  Зафиксирована  актуализация  интереса  к  измерению  времени  и технологическому доступу к настоящему, установлению контроля над ним. Поставлен вопрос о формировании этических стандартов и критериев, позволяющих оценивать действия советских людей в расширенном настоящем. 

Во второй публикации «Экстаз сопричастности. Челюскинский дневник школьной учительницы географии» история отношений советского человека со временем рассматривается на примере источника исторического настоящего – дневника, который учительница географии Вера Александровна Рауш вела в первые дни после гибели парохода «Челюскин» в Арктике (предположительно в феврале 1934 г.). Предваряя публикацию уникального эго-документа советской эпохи, автор публикации Арсений Мишенев решает три задачи. Во-первых, описывает непрямые, запутанные и неполные отношения между биографией В. Рауш и ее архивом, записью и курированием в терминах архивного «я». Во-вторых, анализирует челюскинский дневник в специфике его множественной темпоральности. Выделяет три пласта гетерохронных правок, произведенных разными способами в разное время с разной целью. Пристально изучает процесс переработки дневниковой записи в художественный текст, который в процессе близкого чтения обретает видимость и локализацию во времени. Наконец, исследует дискурсивные и аффективные основания, позволившие учительнице географии, отказываясь от своего «я», осуществить посредничество особого рода. 

И, наконец, в третьей публикации «Рауш В. Дневник (1935)» представлен сам дневник Веры Александровны Рауш. В дневнике учительницы географии из московской образцовой школы № 25 описывается реакция учительницы и ее учеников на гибель парохода «Челюскин». Его отличают сложная темпоральность и три слоя правок. Является источником по истории советской субъективности. Позволяет судить о результатах идеологической индоктринации и формировании трансперсонального опыта советского человека, наделенного географическим воображением.