• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

POPSTAT и репертуар московских кинотеатров: доклад участников НУГ«Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР» на конференции в Риме

7 июля Кристина Танис, Анастасия Балыкова и Иван Карнаухов выступили с докладом «POPSTAT and Film-Programming in Moscow Cinema Theaters (1947–1950)» на конференции «HoMER Network (History of Moviegoing, Exhibition and Reception)», которая прошла 4-8 июля в Риме (Италия)

В ходе доклада были представлены результаты исследования, ранее вышедшего в выпуске журнала «Новое литературное обозрение» [Балыкова, Танис 2022]. В этой работе была составлена база данных на основе киноафиш, опубликованных в газете «Вечерняя Москва» в период между 1947 и 1950 годами. С помощью данной базы участники научно-учебной группы стремятся выявить особенности практик кинопроката в Москве в послевоенный период. Большой интерес для исследователей представляет выявление степени популярности кинокартин, которые демонстрировались в московских кинотеатрах, – особенно соотношения популярности советских кинокартин с так называемым «трофейным кино» (кинофильмы, созданные в нацистской Германии и затем вывезенные в СССР в период советской оккупации Берлина) и западными кинолентами. Для ее определения используется введенный Дж. Седжвиком индекс POPSTAT, который основывается, во-первых, на базовом принципе капиталистической экономики («спрос определяется предложение»), во-вторых – на механизме «ценовой дискриминации», когда новые картины демонстрировались сначала в кинотеатрах с высокой ценой за билет, а затем с более лояльной ценовой политикой. Формула POSTAT включает продолжительность проката того или иного фильма, а также вместимость кинотеатров и стоимость билетов в них.

Применение такого метода для подсчета популярности кинокартин в Советском Союзе, как продемонстрировало исследование, имеет существенные ограничения. Так, советский фильм «Солистка балета» (1947 г., реж. А. Ивановский), согласно подсчетам, обладает крайне высоким индексом POPSTAT. Однако, согласно ряду служебных записок, он пользовался популярностью среди советских зрителей. В то же время немецкий фильм «Невидимый идет по городу» («Ein Unsichtbarer geht durch die Stadt», 1933 г., реж. Г. Пиль), в соответствии с тем же индексом, был третьим по востребованности в рамках московской сети кинопроката, что противоречило всем указаниям и директивам государственных органов, касающихся дистрибуции кинопродукции.

Таким образом, формула POPSTAT не находится в прямой корреляции с востребованностью кинокартин у советской аудитории. Прокатная сеть в СССР обладала значительным уровнем автономии, и ее организаторы стремились не столько удовлетворить правительственные директивы, сколько извлечь максимальное количество прибыли путем демонстрации популярных среди советских зрителей западных кинокартин. Можно заключить, что индекс POPSTAT в советском контексте, скорее, представляет собой "место встречи" советской плановой экономики и прямых государственных указаний с «капиталистическим» спросом советской аудитории. Так, изучение практик советского кинопроката подразумевает одновременно количественный анализ (базы данных и POPSTAT) и качественный (изучение архивных документов). Эти выводы в значительной степени оспаривают актуальность использования тоталитарной модели при изучении не только советской кинокультуры, но и советской истории в целом.

Доклад был представлен в рамках секции, где выступали коллеги, изучающие кинопрокат также в странах бывшего социалистического блока – Польше, Чехословакии, Румынии. Были представлены доклады: «A film affair? Film distribution and exhibition patterns in post-Thaw Polish and Romanian second-tier cities: a data-driven comparative study of Lodz and Cluj cinemas in 1959 and 1969» Конрада Клейзы и Лучиана Тьона, а также «Animated films cannot stand alone: The quantative analysis of the distribution of movies made by studio Bratri v triku in Czechoslovakia between 1945 and 1989» Михала Вечеры. Активный обмен мнениями и результатами исследований с иностранными коллегами оказался особо продуктивным для нашего проекта. Они позволяют включить советский опыт в транснациональную перспективу – причем не только социалистическую, но и «капиталистическую» (стран Западной Европы, Латинской Америки и США).

Участники группы планируют принять участие в этой конференции и в следующем году, чтобы представить более расширенную и усовершенствованную базу данных, подкрепленную большим объемом архивных материалов.

Автор текста: Иван Карнаухов